При оформлении автокредита в ПАО Банк «ФК Открытие» клиентам часто предлагают воспользоваться услугой «Ставка автомобилиста», которая позволяет снизить процентную ставку по кредиту за определенную плату. Хотя данная услуга может быть выгодна при полной выплате кредита в течение всего срока, большинство автокредитов в России погашаются досрочно. В таких случаях заемщику выгоднее отказаться от этой услуги и вернуть уплаченные за нее средства.
В чём смысл услуги? Услуга «Ставка автомобилиста» представляет собой разовую комиссию, которую клиент оплачивает при оформлении кредита, получая взамен сниженную процентную ставку. Теоретически это должно приводить к экономии в долгосрочной перспективе, но при досрочном погашении кредита клиент фактически переплачивает.
Информация о компании
- Председатель правления: Алексеев Михаил Юрьевич
- Адрес: 115114, г. Москва, ул. Летниковская, д. 2, стр. 4
- ОГРН: 1027739019208
- ИНН: 7706092528
- Телефон: 8 800 444 44 00
- Сайт: open.ru
Почему стоит вернуть деньги за услугу «Ставка автомобилиста»?
Существует несколько причин, по которым клиентам выгодно отказаться от данной услуги и вернуть уплаченные за нее средства:
- При досрочном погашении кредита выгода от сниженной ставки не компенсирует стоимость услуги.
- Большинство автокредитов в России (более 60%) погашаются досрочно.
- Размер комиссии за услугу может составлять значительную сумму (от нескольких тысяч до десятков тысяч рублей).
- Законодательство предусматривает право заемщика на отказ от дополнительных услуг и возврат средств.
- При рефинансировании кредита в другом банке вы теряете все преимущества от сниженной ставки.
Пошаговая инструкция по возврату денег
Шаг 1: Подготовка заявления об отказе от услуги
Для начала процедуры возврата денег необходимо составить письменное заявление (образец по этой ссылке), в котором следует указать:
- ФИО заявителя и паспортные данные.
- Номер и дату кредитного договора.
- Наименование услуги, от которой вы отказываетесь («Ставка автомобилиста»).
- Сумму, уплаченную за данную услугу.
- Требование о возврате денежных средств.
- Банковские реквизиты для возврата денег (можно указать свой счет в ПАО Банк «ФК Открытие»).
- Дату составления заявления и подпись.
Шаг 2: Направление заявления в банк
У вас есть несколько способов подать заявление:
- Заказное письмо с уведомлением о вручении по адресу: 115114, г. Москва, ул. Летниковская, д. 2, стр. 4. Обязательно сохраните почтовую квитанцию с идентификатором отправления (трекером). Рекомендуется сфотографировать квитанцию, так как они быстро выцветают.
- Через мобильное приложение ПАО Банк «ФК Открытие» в чате поддержки. Напишите сообщение: «Прошу отключить услугу «Ставка автомобилиста» и вернуть деньги за эту услугу на мой счет в ПАО Банк «ФК Открытие»». Сделайте скриншот переписки.
- Лично в отделении банка. При этом необходимо подготовить заявление в двух экземплярах, на одном из которых сотрудник банка должен поставить отметку о принятии с датой, подписью и печатью.
К заявлению рекомендуется приложить:
- Копию паспорта.
- Копию кредитного договора.
- Документы, подтверждающие оплату услуги «Ставка автомобилиста» (если имеются).
Шаг 3: Отслеживание заявления и ожидание ответа
После отправки заявления:
- Отслеживайте статус вашего заказного письма на сайте Почты России (https://www.pochta.ru/), введя трекер-номер из почтовой квитанции.
- Согласно п. 2.9 ст. 7 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», банк обязан вернуть клиенту денежные средства в течение 7 рабочих дней с момента получения заявления.
- Рекомендуется через 2-3 дня после предполагаемого получения письма банком позвонить на горячую линию и уточнить статус рассмотрения вашего заявления.
Банк может отреагировать на ваше заявление следующим образом:
- Удовлетворить требование и вернуть деньги.
- Отказать в возврате средств.
- Не ответить в установленный срок.
Шаг 4: Действия при отказе или отсутствии ответа от банка
Если банк отказал в возврате денег или не ответил в установленный срок (7 рабочих дней), следует:
- Составить претензию в банк, указав в ней:
- Дату первичного обращения с отказом от услуги.
- Факт неполучения ответа или получения отказа.
- Ссылку на нарушение банком п. 2.9 ст. 7 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ.
- Требование о возврате денежных средств.
- Предупреждение о намерении обратиться к финансовому уполномоченному и в надзорные органы.
- Направить претензию в банк заказным письмом с уведомлением о вручении.
- Сохранить почтовую квитанцию и сделать ее фото.
Дайте банку 10 рабочих дней на рассмотрение претензии. Если и после этого деньги не будут возвращены, переходите к следующему шагу.
Шаг 5: Обращение к финансовому уполномоченному
Перед обращением в суд по спорам с банками на сумму до 500 000 рублей необходимо обратиться к финансовому уполномоченному:
- Подготовьте обращение к финансовому уполномоченному, указав:
- Ваши ФИО, паспортные данные и контактную информацию.
- Наименование и реквизиты банка.
- Суть спора и ваши требования.
- Информацию о предпринятых попытках урегулирования спора.
- Приложите к обращению копии:
- Паспорта.
- Кредитного договора.
- Документов, подтверждающих оплату услуги.
- Заявления об отказе от услуги (с доказательством направления).
- Претензии в банк (с доказательством направления).
- Ответов банка (если имеются).
- Подать обращение можно через официальный сайт финансового уполномоченного (https://finombudsman.ru/) или по почте на адрес: 119017, г. Москва, Старомонетный пер., д. 3.
Срок рассмотрения обращения финансовым уполномоченным – 15 рабочих дней. По результатам рассмотрения выносится решение, которое является обязательным для исполнения банком.
Шаг 6: Обращение в суд
Если решение финансового уполномоченного не удовлетворяет ваши требования или банк его не исполняет, следующим шагом будет обращение в суд:
- Подготовьте исковое заявление, в котором укажите:
- Наименование суда (обычно это районный суд по месту вашего жительства).
- Ваши данные как истца и данные банка как ответчика.
- Обстоятельства дела и нарушения со стороны банка.
- Требования о возврате денежных средств, компенсации морального вреда, штрафа за отказ от добровольного удовлетворения требований потребителя (50% от присужденной суммы).
- Приложите к иску все имеющиеся у вас документы по делу, включая решение финансового уполномоченного.
- Подайте исковое заявление в суд. При обращении в суд по делам о защите прав потребителей вы освобождаетесь от уплаты государственной пошлины.
При правильно составленном исковом заявлении и наличии всех необходимых доказательств суд, как правило, принимает решение в пользу потребителя.
Важные правовые аспекты
Законодательная база
При возврате денег за услугу «Ставка автомобилиста» можно опираться на следующие нормативные акты:
- Федеральный закон от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)»:
- п. 2.9 ст. 7 – о праве заемщика на отказ от дополнительных услуг в течение 14 дней и возврате платы за них в течение 7 рабочих дней.
- Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»:
- ст. 16 – о запрете обусловливать приобретение одних услуг обязательным приобретением других.
- ст. 32 – о праве потребителя отказаться от исполнения договора об оказании услуг.
- Указание Банка России от 20.10.2021 № 5969-У «О порядке взаимодействия Банка России с кредитными организациями…» – о контроле за соблюдением прав потребителей финансовых услуг.
Сроки обращения
Для максимальной эффективности возврата денег за услугу «Ставка автомобилиста» учитывайте следующие сроки:
- 14 календарных дней с момента заключения договора – период, в течение которого заемщик имеет безусловное право отказаться от дополнительных услуг с возвратом полной стоимости.
- 7 рабочих дней с момента получения банком заявления – срок, в течение которого банк обязан вернуть деньги.
- 3 года – общий срок исковой давности по гражданским делам, в течение которого вы можете обратиться в суд для защиты своих прав.
Рекомендации
Для успешного возврата денег за услугу «Ставка автомобилиста» рекомендуем придерживаться следующих правил:
- Действуйте быстро. Чем раньше вы подадите заявление об отказе от услуги, тем выше шансы на успешное разрешение ситуации.
- Сохраняйте все документы. Делайте копии и фотографии всех документов, связанных с кредитом и дополнительными услугами.
- Ведите письменную коммуникацию. Все обращения в банк делайте в письменном виде с подтверждением получения.
- Не поддавайтесь давлению. Сотрудники банка могут пытаться убедить вас отказаться от своих требований или направить по неправильному пути.
- Ссылайтесь на закон. В своих обращениях обязательно указывайте конкретные пункты законов, которые нарушает банк.
- Обращайтесь за помощью к специалистам. Если у вас возникают сложности, рекомендуем обратиться за юридической консультацией.
Помните, что законодательство стоит на стороне потребителя. При правильно составленных документах и соблюдении всех процедур вероятность вернуть деньги за услугу очень высока. Если вы не хотите тратить время на самостоятельное решение вопроса, обратитесь к профессиональным юристам, специализирующимся на защите прав потребителей финансовых услуг.